Карта
Турции |
Административное устройство Турции |
|
|
ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ
ПОЛОЖЕНИЕ И ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО ТУРЦИИ
Турецкая Республика - государство, расположенное на
европейском (3%) и азиатском (97%) континентах. Имеет общие сухопутные
границы с Азербайджаном, Арменией, Болгарией, Грецией, Грузией, Ираком,
Ираном и Сирией. С Российской Федерацией и Украиной имеет общую границу
экономической зоны и континентального шельфа на Черном море. Важнейшей
особенностью Турции является ее расположение на перекрестке многих морских
и сухопутных магистралей, издавна соединяющих европейские страны с азиатским
регионом. Площадь Турции составляет 774,8 тыс. кв. м. Население в 1996
г. достигло, по оценке, 65 млн. чел., среднегодовой прирост населения
составляет около 2,2%. 56% населения проживает в городах. Столица Турции
- г. Анкара (5,7 млн. жителей).
Турция является республикой, которая была провозглашена первым президентом страны Кемалем Ататюрком в 1923 г.
По Конституции главой государства в стране является президент, избираемый парламентом сроком на 7 лет. Сейчас этот пост занимает Ахмет Недждет Сезер.
Законодательная власть принадлежит Великому национальному собранию Турции - парламенту, избираемому путем прямых всеобщих выборов сроком на 5 лет.
Исполнительная власть осуществляется президентом страны и правительством.
Крупнейшими турецкими политическими партиями являются Партия справедливости и развития, Партия благоденствия, Партия верного пути, Партия отечества, Демократическая левая партия, Народно-республиканская партия.
Административно страна поделена на 77 вилайетов (областей).
Основные города Турции: Стамбул (14,3 млн.чел.), Измир (5 млн.чел.), Адана
(3,4 млн.чел.), Конья (3,1 млн.чел.), Бурса (3 млн.чел.). Крупнейший турецкий
город Стамбул уникально расположен на двух континентах и разделяется проливом
Босфор, тянущимся на 30 км и соединяющим Черное и Мраморное моря. Другим
проливом, который соединяет Мраморное море со Средиземным, являются Дарданеллы.
Учитывая исключительно важное торгово-стратегическое значение проливов,
проход по ним регулируется специальным режимом, установленным международной
конференцией в Монтре (Швейцария) в 1936 г. и действующим до сих пор.
Согласно положениям конференции, данный режим предусматривает свободный
и беспошлинный проход через оба пролива торговых судов любых стран как
в мирное, так и в военное время. Однако турецкие власти взимают плату
с проходящих судов за оказание различных услуг, предоставление лоцмана
и т.п. В последние годы в Турции все более ширится движение за пересмотр
положений конференции в Монтре. Основными аргументами сторонников этого
движения является возрастающая из-за активности судоходства в этом регионе
опасность аварий проходящих по Босфору и Дарданеллам судов, особенно нефтеналивных
танкеров, и вызываемые такими авариями экологические проблемы. В особенной
степени это относится к проливу Босфор, поскольку это узкое "горло" фактически
пересекает с севера на юг огромный город с 14-миллионным населением, так
что состояние пролива самым непосредственным образом касается жизни этого
крупнейшего города Турции. Так, настоящей экологической катастрофой для
Стамбула стали последние, случившиеся в 1992 и 1994 гг. в Босфоре столкновения
танкеров с другими судами, что привело к загрязнению воды и берегов нефтью
со всеми вытекающими отсюда последствиями. Предложения турецких борцов
за чистоту проливов сводятся к тому, чтобы полностью запретить проход
по Босфору и Дарданеллам нефтеналивных танкеров с грузом, использовать
для транспортировки нефти нефтепровод Самсун (порт на Черном море) - Мерсин
(порт на Средиземном море), а по проливам "в обход" переправлять порожние
танкеры.
Примечание:
АЭИ "Восток" оказывает следующие услуги:
• предоставляет тексты межгосударственных соглашений, протоколов, договоров;
• проводит индивидуальный мониторинг по конкретной теме;
• консалтинговые и переводческие услуги;
• оказывает содействие в поиске турецкого партнера.
Рассмотрим любые встречные предложения о сотрудничестве.
|