РОССИЯ - ТУРЦИЯ | сотрудничество в области транспорта

  Русский | ТУРЦИЯ   Digital clock will be displayed here

 

Сотрудничество между Россией и Турцией в области транспорта

Автомобильный транспорт

   Перевозки автомобильным транспортом между Россией и Турцией осуществляются в соответствии с межправительственным Соглашением между Правительством СССР и Правительством Турецкой Республики о международном автомобильном сообщении от 20 июня 1988 года.

Объем перевозок между Россией и Турцией в 2001 - 2002 г.г.

Год объем перевозок
(тыс. тонн)
российским транспортом
(тыс.тонн) %
2001 г. 274 5,5 2
2002 г. 323,4 22,3 14,6

   В последние годы сохранялся значительный отрицательный дисбаланс не в пользу российских перевозчиков. В 2001 году из 274 тыс.тонн общего объема перевозок российскими перевозчиками перевезено 5.5 тыс. тонн или 2 %. А доля участия турецких перевозчиков составляла 94 %. Основной причиной этого являлось наличие различных барьеров на территории Турции. С начала 2002 года Минтранс России занял жесткую позицию, предварительно произведя обмен с турецкой стороной 3 тысячами разрешений. Переломным моментом во взаимодействии по организации перевозок грузов явились переговоры, состоявшиеся в апреле 2002 г. с Минтрансом Турции. На указанных переговорах турецкой стороне было предложено принять меры по устранению имеющихся барьеров на территории Турции, с которыми сталкивались российские перевозчики. А также были выработаны конкретные предложения по организации перевозок грузов по различным технологическим схемам, в частности:

  • загрузка российских автомобилей турецкими компаниями с выделением им "бонусных" разрешений за каждую загрузку;
  • организация перевозок грузов с перецепкой турецких полуприцепов в порту Новороссийска и буксировкой их по территории России российскими тягачами;
  • вывоз российскими перевозчиками грузов, прибывающих из Турции в порт Новороссийск, методом перегрузки

   Турецкой стороной за истекший период проведена определенная работа по снятию имеющихся барьеров. Отменено требование о проставлении штампов в паспортах российских водителей при ввозе транспортного средства на территорию Турции, таможенным органам Турции дано указание осуществлять заполнение краткой таможенной декларации для российских водителей, принято решение об увеличении до 550 литров количества топлива, ввозимого российскими автоперевозчиками в Турцию в баках автомобилей, активизирована работа по реальной загрузке турецкими экспедиторами российских автомобилей как на территории Турции, так и на территории России.

   Активизации работы российских перевозчиков способствовало также проведение в апреле и в сентябре 2002 г. встреч российских и турецких перевозчиков, в которых участвовало до 50 транспортных фирм с каждой стороны, ассоциаций и министерств.

   Благодаря устранению имевшихся барьеров, к работе по перевозке грузов были, в том числе, привлечены российские предприятия, ранее не проявлявшие интерес к перевозкам на турецком направлении, где они смогли использовать подвижной состав (тягачи), который по своим техническим параметрам не был способен работать на перевозках по основным направлениям. В целом на начало 2002 года регулярные перевозки на Турцию осуществляли менее 20, а в настоящее время более 65 российских предприятий.
   В 2002 году с использованием "бонусной" системы загружено 550 российских автомобилей, причем если за первые 4 месяца года (январь-апрель) было загружено 70 автомобилей, то во второй половине года в среднем ежемесячно загружалось более 65 автомобилей.
   Мособлавтотранс с начала июля осуществил 193 рейса с перецепкой турецких полуприцепов в порту Новороссийска, чему способствовала проведенная Минтрансом России работа по отработке технологии с ГТК России. Мособлавтотранс готов наращивать объемы перевозок с перецепкой полуприцепов и прямых перевозок с учетом заключенного договора с ОАО "КАМАЗ" по поставке тягачей и полуприцепов.
   Кроме того, груз с 1410 турецких полуприцепов перегружен в порту Новороссийск и перевезен российскими автопоездами МАЗ и КАМАЗ.

   Принимая во внимание определенные положительные моменты, связанные с активизацией российских перевозчиков на турецком направлении, необходимо отметить, что продолжает иметь место ряд барьеров на территории Турции, которые не способствуют повышению привлекательности этого рынка для российских транспортных фирм, в особенности, для начинающих осваивать международные автомобильные перевозки:

  • Отсутствие стабильных загрузок для российского транспорта и связанные с этим длительные неоплачиваемые простои российских транспортных средств (в среднем более 10, а максимально до 20 и более дней) на территории Турции. Кроме того, данные российских перевозчиков свидетельствуют о занижении ставок на 10-15% по сравнению со ставками турецких перевозчиков.
  • Продолжает действовать требование о применении сертификата "G"для оформления таможенных процедур в соответствии с действующим законодательством Турции, несмотря на официальную информацию Турецкой стороны об отсутствии необходимости для российских перевозчиков заключения агентского соглашения с турецкими фирмами, имеющими сертификат "G" (пункт 2.1. Протокола шестого заседания Совместной российско-турецкой Комиссии по транспорту и транспортному строительству в Москве 16-17.01.2001г.).
  • Остается сложной система оформления турецких виз для российских водителей, когда однократные визы на двусторонние перевозки выдаются только на 15 дней, хотя по правилам должны выдаваться на 30 дней, а также многократные визы выдаются в течение длительного времени (1,5-2 месяца).
  • Несмотря на сделанные турецкой стороной определенные послабления по увеличению количества топлива до 550 литров в баках автомобилей, установление ограничения ввоза топлива в Турцию противоречит межправительственному российско-турецкому Соглашению о международном сообщении от 20.06.88г., которым предусмотрен ввоз топлива в объеме полного бака.
  • Завышен размер ставок на проезд паромом по маршруту Самсун-Новороссийск (1400$ за кругорейс), по сравнению с другими паромными линиями (например, Евпатория/Украина - Зонгулак/Турция 900 $ за кругорейс).
  • В портах Турции при оформлении таможенных документов водителей вынуждают пользоваться услугами сомнительных посредников, так как водителям не разрешается самостоятельно обращаться к сотрудникам таможни.
  • Продолжают иметь место длительные простои в ожидании паромной переправы.

   На протяжении ряда лет Российская сторона неоднократно поднимала вопрос о диспропорции в перевозках между Россией и Турцией российским и турецким автотранспортом. Минтранс России, исходя из интересов российских перевозчиков, был вынужден принять меры по ограничению контингента разрешений. Объем перевозок грузов между Россией и Турцией, выполненный российскими перевозчиками, возрос с 5,5 тыс. тонн в 2001 году до 22,3 тыс. тонн в 2002 году, т.е. почти в 4 раза.

   Положение дел с сокращением простоев российских перевозчиков в ожидании загрузки на территории Турции не улучшается. Так, из 68 загруженных российских автомобилей в феврале 2003 года свыше 7 дней простаивали 23 автомобиля. Потери от простоев по этой причине оцениваются в сумму от 800 до 2 000 долларов за каждый рейс. Такая ситуация носит постоянный характер и не изменяется в течение длительного времени.
   Министерство транспорта Российской Федерации письмом № OMS-8-30/183 от 07.08.2002г. обращалось с просьбой в Минтранс Турции о принятии дополнительных мер по сокращению простоев, однако, ни ответа, ни положительных результатов от Турецкой Стороны не последовало.
   Кроме того, по информации российских перевозчиков имеют место факты предъявления к российским транспортным средствам за превышение сроков пребывания на территории Турции штрафных санкций на сотни долларов и даже депортация российских водителей.
   Учитывая вышеизложенное, до проведения переговоров Министерствами транспорта России и Турции, намеченных на сентябрь т.г., Минтранс России письмом от 25.03.2003г. проинформировал турецкую сторону, что будет рассматривать возможность выделения бонусных разрешений по загруженным российским автомобилям в зависимости от времени простоев на территории Турции.
   По данным Российской транспортной инспекции в 2002 году было выявлено 307 случаев нарушений турецкими водителями действующей в Российской Федерации разрешительной системы (отсутствие разрешений или несоответствие имеющегося разрешения виду поездки), и информация об этих случаях была направлена турецкой стороне для принятия мер к фирмам-нарушителям на основании п.2 ст.14 действующего межправительственного Соглашения о международном автомобильном сообщении между Россией и Турцией от 20.06.1988г. При этом российская сторона уведомила, что оставляет за собой право предпринимать соответствующие меры по предупреждению указанных нарушений.
   В октябре 2002 года имела место недружественная акция на территории Турции по факту нападения на российского водителя. Несмотря на официальную ноту МИД России до сих пор ответа не получено.
   Вопрос об открытии консульства в г. Новороссийске был согласован с турецкой стороной на переговорах в апреле 2002 г. МИД России одобрил это предложение, о чем информировал турецкую сторону соответствующей нотой. Однако до настоящего времени вопрос не решен.


Примечание:

АЭИ "Восток" оказывает следующие услуги:
• предоставляет тексты межгосударственных соглашений, протоколов, договоров;
• проводит индивидуальный мониторинг по конкретной теме;
• консалтинговые и переводческие услуги;
• оказывает содействие в поиске турецкого партнера.
Рассмотрим любые встречные предложения о сотрудничестве.

 

Все права защищены
Copyright © 2003 - 2004 Агентство электронной информации "Восток"
Написать письмо allturkey@narod.ru с вашими предложениями



Hosted by uCoz