РОССИЙСКО-ТУРЕЦКОЕ ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

  Русский | ТУРЦИЯ   Digital clock will be displayed here

 

Ozon.ru

  Вышел новый аналитический сборник: "РОССИЯ – ТУРЦИЯ: ИСТОРИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ДВУСТОРОННИХ СВЯЗЕЙ". Сборник можно приобрести в нашем электронном магазине.

 

РОССИЯ - ТУРЦИЯ | РОССИЙСКО-ТУРЕЦКОЕ ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

Организационная структура ВС Турции Турция обладает второй по численности и боевой мощи армией НАТО. Ежегодные объемы продаж на турецком рынке вооружений составляют от 3 до 5 миллиардов долларов. На нынешнем этапе осуществляется утвержденная в 1997 г. программа модернизации вооруженных сил, в рамках которой армии и Аппарату оборонных отраслей промышленности министерства национальной обороны Турции выделено до 2007 г. 27 миллиардов долларов. В соответствии же с перспективным планом по реализации данной программы на нужды модернизации армии в целом до 2020 года планируется выделение 150 млрд. долларов.

    С 1985 г. проводится линия на развитие национальной оборонной промышленности, предусматривающая совместное или лицензионное производство вооружений и военной техники /ВВТ/ вместо их массовых закупок за рубежом. Турецкий военно-промышленный комплекс за двадцать лет своего развития добился серьезных успехов. На его базе производится 20% ВВТ, состоящих на вооружении турецкой армии. Построено четыре фрегата, восемь подводных лодок, собрано более 250 боевых самолетов F-16, около 60 военно-транспортных самолетов СN-235, тридцать вертолетов «Кугар», более трех тысяч боевых бронированных машин, а также другой основной и вспомогательной продукции военного назначения.

    К особенностям развития турецкого ВПК можно отнести и финансирование большинства указанных программ за счет средств внебюджетного Фонда развития отраслей военной промышленности, предоставление лицензии исключительно на конкурсной основе, а также высокий уровень культуры производства на создаваемых объектах за счет их сертификации под стандарты НАТО.

   Ведущие позиции на турецком рынке вооружений традиционно занимают США, Англия, Франция, Германия. В последние годы отмечается активность болгарских, румынских, и украинских компаний. Российское руководство, принимая во внимание емкость и перспективность турецкого рынка вооружений, рассматривает военно-техническое сотрудничество /ВТС/ с Турцией в качестве важнейшего направления в отношениях двух стран.

    Военно-техническое сотрудничество между Россией и Турцией осуществляется с 1992 г. Турция стала первой страной - членом НАТО, с которой Россия установила связи в этой области. Основу для двустороннего военно-технического сотрудничества заложили встречи Президента Российской Федерации Б.Н.Ельцина с главой турецкого правительства С.Демирелем в Москве (май 1992 г.) и Стамбуле (июнь 1992 г.). Тогда было достигнуто принципиальное согласие о поставке туркам российского вооружения и военной техники на сумму до 300 млн. долл.
   В соответствии с договоренностями и межправительственными протоколами 1992 - 93 гг. турецкой стороне в лице Главного управления жандармских войск и министерства национальной обороны были поставлены бронетранспортеры БТР-60 и БТР-80, вертолеты Ми-17, 4 вспомогательных судна, пулеметы, снайперские винтовки, боеприпасы на общую сумму около 190 млн. долл., в т.ч. на 100 млн. долл. - в счет погашения государственного долга России перед Турцией. Контакты с Турцией, помимо "Рособоронэкспорта", осуществляют также АО "Роствертол" и фирма "Калашников". Прорабатываются вопросы продажи вертолетов различного назначения, танков, десантных и вспомогательных судов для ВМС.
   В соответствии с подписанным в апреле 1994 г. межправительственным Соглашением о сотрудничестве по военно-техническим вопросам и в области оборонной промышленности велись переговоры с турецкой государственной Корпорацией машиностроительной и химической промышленности (МКЕК) по вопросам совместного/лицензионного производства тактического ракетного комплекса, стрелкового оружия и различных видов боеприпасов. Обсуждается создание перспективного бронетранспортера для вооруженных сил Турции. В мае 2001 г. была создана Смешанная российско-турецкая комиссия по военно-техническому сотрудничеству, которая призвана придать этому сотрудничеству более стабильный и долгосрочный характер. В сентябре 2002 г. в Анкаре и в ноябре 2003 г. в Москве состоялись два заседания комиссии.

   Перспективы военно-технического сотрудничества между Россией и Турцией имеют объективные ограничители. К ним следует отнести применение в Турции стандартов НАТО и испытываемые сторонами финансовые трудности. К этому добавляется весьма жесткая конкуренция со стороны США и других западных государств, располагающих прочными позициями в военных и политических кругах Турции. Тем не менее, очевидны перспективы и высокая политическая значимость продвижения сотрудничества с Турцией на этом направлении.
   Наиболее значимым проектом ВТС с Турцией мог стать Проект «АТАК» - тендер на организацию лицензионного производства в Турции 145 разведывательно-ударных вертолетов, в котором участвовали российские компании «Рособоронэкспорт» и ОАО «Камов» с вертолетом Ка-50-2 «Эрдоган». Основным конкурентом в данном тендере выступала американская компания «Белл Текстрон», организовавшая беспрецедентное по интенсивности политическое лоббирование в пользу своего предложения с подключением президента Дж.Буша. Условия российской стороны, среди которых передача турецкой стороне соответствующих технологий, рынка третьих стран, отсутствие ограничений по боевому применению машин, ценовые параметры оказались намного выгоднее американских. 15 октября 2003 года руководитель Аппарата оборонных отраслей промышленности – первый заместитель министра национальной обороны Турции Д.Эрджан принял решение о необходимости подписания контракта с российской фирмой «Камов».
    Однако через полтора месяца после этого он был уволен в отставку. 14 мая 2004 года тендер был аннулирован без определения победителя. Повторный тендер по проекту «АТАК» объявлен в августе 2004 года. Потенциальными претендентами на участие во вновь объявленном тендере станут компании «Белл», «Сикорский» и «Еврокоптер», причем последний, с учетом приоритета турецкой внешней политики на вступление в Евросоюз, может стать наиболее серьезным претендентом на победу.


   Принимая во внимание особенности турецкого тендерного законодательства, наиболее перспективными проектами для России являются проекты, которые могут быть реализованы на нетендерной основе, а именно в рамках работы Смешанной комиссии по ВТС. Так, в протоколах первого и второго заседаний Смешанной комиссии по Военно-техническому сотрудничеству зафиксирована заинтересованность обеих сторон в осуществлении долговых поставок из Российской Федерации различных вооружений в интересах Вооруженных Сил Турции. В частности, командование ВМС Турции заинтересованно в приобретении технологии производства и строительства в Турции быстроходных десантных судов и боевых ракетных катеров в счет частичного погашения государственного долга, при условии, что решение об этом будет достигнуто на межправительственном уровне.

   Перспективным направлением в области военно-технического сотрудничества с Турцией может стать взаимодействие в космической области. В рамках работы Смешанной комиссии по Военно-техническому сотрудничеству командование ВВС Турции, а также предприятие «Турецкая авиакосмическая промышленность» заявили о заинтересованности в сотрудничестве на этом направлении, в том числе в области создания спутников военного назначения с разрешением до 1 м. При этом Турция согласна на незначительное долевое участие в кооперации, которое может быть предложено Россией. Кроме того, турецкая сторона заинтересована в подготовке турецких космонавтов и наземных специалистов в космической области. Данные вопросы поднимались турецкой стороной неоднократно на различных уровнях и лично Главкомом ВВС Турции армейским генералом И.Фыртына в июле 2004 года.
   Все это говорит о том, что Россия продолжает рассматриваться Турцией как возможный выгодный альтернативный поставщик вооружений, основной гарант диверсификации источников получения вооружения и военной техники в случае очередного нажима со стороны западных союзников при возникновении противоречий по региональным проблемам. Другими словами, турецкий военно-промышленный комплекс видит в России источника эксклюзивных технологий (авиация, флот, космос, средства ПВО, стрелковое вооружение), которыми не обладает Запад или которые не могут быть получены от традиционных партнеров.
   Как показывает практика, углубление российско-турецких взаимовыгодных отношений в военно-технической сфере всецело зависит сегодня от динамики развития двусторонних политических связей и отношений в военной области. По мнению экспертов, существенный импульс военно-техническому сотрудничеству России и Турции даст запланированное на конец этого года подписание двух межправительственных документов, подготовка которых сегодня находится на завершающей стадии. Это Соглашения о взаимной защите интеллектуальной собственности и о защите секретной информации в сфере Военно-технического сотрудничества.


Примечание:

 

Copyright © 2003 - 2004
Все права на материалы, представленные на сайте, защищены законом об авторских правах.
Любое использование материалов (копирование, цитирование и т.д.) без разрешения администрации сайта ALLTURKEY.NAROD.RU в коммерческих, или иных целях запрещено.
При использовании материалов в некоммерческих целях активная ссылка на сайт: www.allturkey.narod.ru обязательна.
Написать письмо allturkey@narod.ru с вашими предложениями



Hosted by uCoz